В споре со временем

(Эссе)

О Времени

Время переменчиво. Сегодня оно одно, завтра — другое, вчера — много ли толку вспоминать о вчерашнем?

Время бывает разное, в зависимости от эпохи, календарного года, месяца, дня, даже часа.
Время подобно веществу тоже имеет свои агрегатные состояния. В наш век оно абсолютно зыбкое. Основной приметой его является необходимость активно двигаться: стоит немного помедлить — начинаешь куда-то проваливаться. 

На писательский взгляд наше время характеризуется извращением многих и многих понятий, созданием ложных стереотипов, мешающих людям нормально мыслить. Порою даже одно лишь название какого-то понятия иностранным словом меняет общественное отношение к этому процессу. Назовут обычное вымогательство "рэкетом", обман — "кидаловом" или взяточника "коррупционером", и кажется, что они невинны, как ягнята. "Коррупционер" на мой слух звучит не менее торжественно, чем "архимандрит" или "апостол". Невольно способствует такому положению и юридический язык. Материалы расследования преступления именуются "делом", вот уже соучастник в преступлении — "подельник", а кто идет на злодеяние, тот, ничуть не противореча юриспруденции, идет "на дело"! 

Говорят о мафии, тщательно замалчивая, что в понятие это входят преступники-чиновники, преступники из круга людей, представляющих администрацию. Чего добиваются этим? Может быть, выгораживают истинных организаторов?

Очень часто в полемике представляют, будто во взяточничестве виноваты только берущие "мзду". А те, кто дает взятки? Разве они не совершают преступление? Или это "важное" слово подходит только для взяточников-профессионалов? Тех, людей, в ежемесячном доходе которых, суммарная прибыль от взяток выше, чем основная зарплата? 

Интересно широко распространенное заблуждение по поводу отношения "КПРФ и власть". Никому как-то в голову не приходит, что нужда во власти у коммунистов чисто логического происхождения. Как осуществлять разумные преобразования в обществе, не обладая властью? А тем приписывают, прямо-таки, звериное пристрастие к пожиранию себе подобных. Ну, прямо, "Коммунист человеку — волк"! Неправда. Это капиталист человеку — волк!

Вот каковы в современном общественном сознании понятия. А есть еще понятия "критика", "политика", "деньги" и множество других, толкуемых так и сяк. Короче говоря, таково время.

Лично меня время заставляет думать о Вечном. Такой у меня темперамент. По мнению моей жены, я природный оппозиционер: модным взглядам, социальному устройству общества, собеседнику, жизни вообще. Может быть, истоки этого в пристрастии к "аристотелевской" диалектике? 

Не думая о Вечном, начинаю путаться и спотыкаться на бегу.

Вчерашний, сегодняшний и завтрашний день принадлежат одной и той же вечности. 

Каждый прожитый нами год — это год вечности, но мы этого не видим. Каждый прожитый нами день — это день вечности, но для нас это пустяки. Каждое прожитое нами мгновение — это миг вечности, но нас занимает только течение времени. 

Взгляните на часы: они отсчитывают секунды седовласой вечности, в течение которой жили Александр Македонский и Авиценна, Вашингтон и Пушкин, Мао Цзэдун и Юрий Гагарин, живут все люди на земле. Можно помыслить иную вечность, но это будет лишь представление. 
Вечность современна. Она находится с нами всегда, и мы глубоко ошибаемся, представляя ее лишь как очень далекое прошлое и необозримое будущее. 

Когда нам не хватает на что-либо времени, мы готовы продлить час и раздвинуть сутки, но увеличить вечность невозможно — она всегда останется такою же, какой и была.

Вечность порой изображают в виде алмазной горы, которую хочет склевать сказочная птица, прилетающая за этим один раз в сто тысяч лет. Но даже такой образ не исчерпывает всей бесконечной длительности вечности. Удивительнее же всего то, что именно эта вечность находится в нашем распоряжении. 

Вечность была всегда. Ее вполне достаточно, чтобы не допускать существования какой-либо другой вечности.

Вечность всегда одна. Пространство — единственный возлюбленный вечности.

Вечность таинственна, как изящная женщина, красота которой не увядает.

Вечность проста. Поэтому она — истинное украшение бытия. Намек на нее выглядит выигрышным для искусства. Время для этого слишком заполнено мелочами.

Некто сказал, что человек, высказавший нечто разумное о вечности, прикасается к ней своей мыслью и кажется, что его душа имеет близкородственное к ней отношение. Но у вечности нет близких родственников, у нее вообще нет родственников кроме времени и мгновения.

Сказать, что Время — это мгновение вечности, — банально.

Мгновенное, время, вечное — человеческие понятия, служащие для обозначения четвертого измерения — длительности времени. Наличие иного четвертого измерения в природе, по меньшей мере, спорно.

Вечность — мать любого времени. У каждого времени — свои дети. 

Жители Земли рождаются ежесекундно. Гении рождаются раз в сто лет. Вселенная рождается раз в вечность.

Все мы — подданные вечности.

Вечности слишком много, поэтому мы ее не ценим. В то же время мы ощущаем ее весьма редко и рады, когда кто-то представит нам ее в зримом виде. Звездное небо, отражаемое водой, египетские пирамиды или загадочная улыбка Джоконды приближают к нам вечность. В этом же заключена привлекательность философского взгляда на жизнь.

Вечность, как нечто великое кажется достойной человеческого стремления. Однако стремиться незачем, так как вечность незримо присутствует с нами всегда.

Вечность оказалась способной породить существующий мир, она может уничтожить его, не оставив следа, однако сменить последовательность прошедших мгновений не в ее власти.

Вечность всесильна в масштабах вселенной и беспомощна в делах истории.

Бессильна вечность и перед собственным лицом: она не может налюбоваться собой в маске времени. Этот своеобразный нарциссизм освобождает нас о те ее опеки, помогает нам заниматься своими делами и оставаться уверенными в завтрашнем дне.

Вечность подобна медведю, которого заели комары, она порой готова спрятаться в воду от наших суетных претензий на великое.

Вечность может проявляться в обыденном. Для этого она выбирает образ какого-либо захватывающего чувства. До его утоления оно обещает быть вечным, будь то влюбленность, жажда, либо простое ощущение боли. На вечные похожи и некоторые мысли. Что же касается желаний, то вечной кажется возможность их обновления.

Вечным хочет выглядеть и любое правление. При жизни властителя многим кажется, что царству его не будет конца. Вечными казались китайские императоры, тираны древней Греции и Рима. Нынче вечным кажется всевластие США.

Вечен ли бог? Да, если он, конечно, существует, во что я изо всех сил стараюсь поверить.

Вечна ли материя? Материя, безусловно, вечна, поскольку вне материи вечности просто негде существовать.

Понятие вечности без определенного места жительства — ну на что это похоже!

Вечность имеет всепобеждающее чувство юмора. Что бы еще другое побуждало ее время от времени создавать пародии на саму себя. К таким пародиям принадлежат идолы всех религий от Мир-Суснэ-Хума до Кастанеды, человеческие пороки, золото. Кто-то считает такую точку зрения кощунственной. Но если бы ему было дано видеть улыбающуюся вечность, он простил бы ей все.

То, что мы делаем для других, может иметь вечное, общечеловеческое значение. Но чаще всего личность поглощается временем без остатка.

О литературе
 
Говоря о современном литературном процессе в столице и провинции, невозможно умолчать о такой возникшей несколько лет назад части этого процесса, как опубликование художественной литературы в электронном виде в мировой сети Интернет. Страницей в Интернете можно считать часть файла (единица информации, хранимой в памяти компьютера) считываемую обычно с монитора. Она отличается от обычного текста тем, что имеет гипертекстовую связь с другими такими же страницами. 

Стоит упомянуть, что в значении художественная литература — (искусство слова) художественное произведение должно эстетически выражать общественное сознание. Кроме того, оно должно формировать общественное сознание, хранить, накапливать и передавать философские, эстетические, нравственные ценности. Оно должно являться средством постижения действительности. 

Современный литературный процесс в России, как известно, возник не на пустом месте. Во многом это продолжение литературного процесса, существовавшего в доперестроечное время. 
Понятно, что пока в обществе живут писатели, продолжают издаваться их произведения и публикуются критические отклики на них, начала литературного процесса неизменны. Тем не менее, некоторые их количественные и качественные характеристики за последние 10-15 лет значительно изменились. Так, в корне иной стала издательская практика, в которой фактически ликвидирован институт редакторства. То же самое происходит и с литературой публикуемой в Интернете. 

Редакторов там и в самом деле нет. Для публикации своего произведения в Интернете, любому автору достаточно воспользоваться компьютером и применить некоторые общедоступные программы. 

Заметим, что на автора, непосредственно участвующего в литературном процессе эти изменения повлияли самым решительным образом. Прежде всего, у него во многом отпали надежды на жизнь за счет литературного гонорара. С разрушением Литфонда к этой беде добавилось лишение весьма важных льгот. 

В Ханты-Мансийской окружной писательской организации из более чем 30 членов сегодня зарабатывают свой хлеб исключительно творческим писательским трудом от силы 2-3 человека. И это в организации, которую признают лучшей в России. То есть происходит явная депрофессионализация писательского труда. А ведь, говоря словами Вольтера, "работа есть условие искусства". Впрочем, ни одно интернет-издание, выплачивающее авторам гонорар мне также неизвестно. 

Общественное значение художественной литературы, которое, казалось, немного завышалось до "перестройки" ныне катастрофически занижено. Инфляция слова царит везде. Средства массовой информации проявляют практически нулевой интерес к теме духовного производства, если это не касается религии, сектантства, целительных, гадательных, меркантильных, криминальных, спортивных и политических культов. Исключение сделано только для темы образования. Растут тиражи беллетристики: переводной и отечественной детективной, научно-фантастической, многожанровой развлекательной литературы, при этом чрезвычайно сократились тиражи изданий художественной литературы. 

Разрушена система книгораспространения, существовавшая при коммунистическом правлении. Современные юристы-казуисты привели дело к тому, что литературно-художественный альманах "Эринтур", издаваемый в Москве орган писателей ХМАО, не может быть продан или подарен кому-либо и хранится всем своим тиражом в столице округа. Его не читают ни жители столицы, ни представители "глубинки". 

Распространение художественных произведений через Интернет, так же имеет свои подводные камни. Здесь другие препоны. Нет единых каталогов опубликованного. Размещенный в сети материал теряется в избытке низкопробной продукции дилетантов. 

А для того, чтобы организовать компьютерную базу данных, которая бы привлекала неискушенного пользователя, требуются высокие познания в программировании, и значительные материальные затраты. Литературный процесс в Интернете динамичен, За ним надо постоянно следить, включаться в жизнь сети, общаться. 

С другой стороны, что касается читательской аудитории, то Интернет ее значительно расширяет. Литературные страницы можно разделить на три категории: На представительской литературной страница — минимум информации об авторе, и пара-тройка цитат. На авторской странице, обычно приводится (авто) биография, сведения о творчестве. Там бывает гостевая книга и более или менее достаточный сборник авторских произведений. А на тематической странице, в которой обычно представлены несколько авторов, кроме того, могут быть представлены работы профессиональных критиков, иллюстраторов. 

Именно тогда, когда подключается критика, можно говорить о литературном процессе, отраженном во все его полноте. 

В России не исчерпала себя такая микроформа литературного процесса, как семинар молодых писателей. В Ханты-Мансийске окружные семинары проводятся ежегодно, кроме того, каждый год в одном из городов округа организуется выездной семинар с участием редакторов, издателей и критиков. 

Литературный процесс для автора "книжного" разомкнут на стадии контакта с массовым читателем из-за мизерности тиража, для автора ориентирующегося на Интернет, на стадии редактирования и критики. 

Самое главное, что в существующих условиях литература, как столичная, так и провинциальная, неизбежно утрачивает свои культурные функции, способствует утрате накопленных за большую часть ХХ века духовных ценностей и из средства постижения действительности превращается в средство нагромождения все новых и новых вопросов.

Выход видится грядущим не в ближайшее время, а с изменением общественно-политической ситуации. Надо надеяться, что восстановление литературного процесса произойдет так, что выдающиеся произведения кроме "бумажного" будут выходить и в электронном виде, следовательно, будут доступны для массового читателя, а интернет-культура вследствие потенциально высокой обучаемости интеллигенции получит недостающих критиков и редакторов.